• Владыка Игнатий совершил освящение
    храма подворья Коневской обители в бухте Владимировка

    Подробнее»
  • Преосвященнейший Игнатий открыл Молодежный Форум
    на острове Коневец

    Подробнее»
  • Владыка Игнатий совершил освящение
    Арсениевского храма и поклонного креста в Коневской обители

  • Паломническая служба
    Коневской обители формирует группы

    Подробнее»
  • Владыка Игнатий совершил
    воздушный крестный ход со святынями Коневской обители,
    молясь об избавлении от пандемии

    Подробнее»
  • Президент России Владимир Путин и глава Республики Беларусь Александр Лукашенко
    посетили Коневский монастырь

    Подробнее»
  • Святейший Патриарх Кирилл возглавил заключительные торжества
    625-летия Коневского Рождество-Богородичного монастыря

    Литургия» Посещение часовни, освящение памятника»
  • Состоялись торжества
    в честь 125-летнего юбилея Выборгской епархии

    Подробнее»
  • Храмы и духовенство
    Выборгской епархии

    Подробнее»
  • Материалы о Выборгской епархии

    Подробнее»

Архипастырское слово в день празднования Собора Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил Бесплотных

21 ноября 2021 г., в день празднования Собора Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил Бесплотных, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию престольного праздника в храме поселка Громово.

Ваше Высокопреподобие, отец Сергий, благочинный округа, Ваше Преподобие отец Сергий, настоятель Божьего храма, дорогие отцы, братия и сестры! Я всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником, днём памяти Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил.
Каждый престольный праздник — малая Пасха, а сегодня еще и воскресенье… Настоящую пасхальную радость возвестил нам Архистратиг Михаил!
В сегодняшнем воскресном чтении мы слышали, как Господь исцелил двух человек: дочь Иаира, начальника синагоги, и кровоточивую женщину (Лк.8:41-56). Иаир пришел к Спасителю как к последней надежду, с просьбой исцелить его дочь, которая находится уже на смертном одре. И Господь даёт своё согласие и идёт в дом, где находится этот ребёнок. Он идет в такой толпе, окружавшей Его, что, как сегодня мы бы сказали: яблоку негде было упасть.
И вот в этой давке прикасается к Спасителю женщина, которая в обществе того времени именовалась нечистой. Много лет — может быть, не одно десятилетие! —имеющая болезнь, потратившая много средств на врачей, она именуется в Евангелии кровоточивой. И эта болезнь не позволяет ей стать полноценным членом тогдашнего иудейского общества. Потому что сама эта болезнь уже объявляет её нечистой — всякое соприкосновение с ней по иудейским законам того времени делает другого человека нечистым. То есть через нечистоту разрушались межличностные отношения, доброе сожительство или соработничество.
Конечно, эта женщина понимала, если бы она открыто объявила о своей болезни и просила Христа об исцелении, то соплеменники могли ее и побить камнями, и даже уничтожить. Втайне болящая прикасается к Спасителю… и получает долгожданное исцеление! Но Спаситель чувствует — не только прикосновение, но и «силу исшедшую» — хотя ученики удивляются, ведь народ вообще теснится вокруг Него. Господь спрашивает, кто же это сделал? (Лк.8:45-46) Женщина открылась Господу, и Он не осудил ее, но даёт ей силы и зовет продолжать ее жизненное поприще: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк.8:48). Придя же в дом Иаира, Спаситель находит уже умершей его дочь, но воскрешает этого ребенка… Два эти замечательных исцеления, возвращение к жизни как и кровоточивой, отделенной от общественной жизни, так и уже умершей девушки — свидетельство, что силой Божией может быть воскрешён каждый человек и в жизни, и после смерти.
Можно было бы возразить, человек не умер физически, о каком воскрешении мы говорим? Даже если он он имеет телесные чувства, душа его может быть пуста и мертва. Единственная сила, способная возродить нас к жизни — сила Божественная. Та сила, которую Господь подаёт каждому из нас, обращающему свой внутренний взор в молитве к Богу и свою сердце — навстречу идущему Спасителю.
Но не каждый человек видит совершённое Богом. Не каждый человек может возблагодарить Господа за полученное воскрешение и исцеление. А что требуется о человека? Только благодарное сердце, способность видеть свои грехи, причину своих болезней телесных и душевных. От человека требуется быть только чистосердечным в отношениях с Богом!
Возразят: мы и на исповедь приходим, и приступаем к Чаше. Но чистосердечность не определяет нашу жизнь, если в ней все еще присутствует лукавство и недоверие Богу.
Ангелы и архангелы прославляют Бога; к этому призван и человек. Но люди порой недоумевают, как я могу совершить подлинное прославление Господа? Прочитаю вечерние или утренние молитвы, но и в этот момент чтения молитв сколько раз человеческое сердце уйдёт от слов благодарения, займётся своими мыслями, «обойдёт округу»… Человеческий разум, человеческая мысль прагматичны. Чаще всего мы вкладываем в понятие благодарения наше требование Богу, чтобы и получить то, что, по нашему же мнению, нам очень нужно, даже не входя в смысл просимого. Да, Бог не нуждается в человеческой славе Его Всесвятого Имени. Ангелы не просят, как люди, об исполнении своих желаний; они вечно созерцают славу Господню и в радости славят Его могущество и любовь, пребывая в Его Свете. К этому же призваны и мы, хотя ещё не ощущаем, ещё не видим его.
И когда Господь нам даёт возможность видеть эту силу и славу в церковном богослужении… мы отвлекаемся на внешнее, на тусклые заботы и чаяния мира сего. Человек упирается руками и ногами, не желает идти в храм: только не слава Божия, только не Его яркое сияние… Человек боится в храме обнажить своё внутреннее состояние. Он боится встречи с Богом лицом к лицу, так, как с ним соработничают Ангелы! «Лучше я воскресный день дома проведу, пусть три раза поругаюсь с супругом или с супругой — но не пойду в дом Божий, ибо там правда и Истина. Мне не нужен свет, не нужны ангелы — только устроение собственного миробытия, устроение собственного я».
Но Бог порой, помимо желания человека, входит как в общественную, так и в личностную историю. Он останавливает уже стремящуюся неизвестно куда человеческую душу, желая ей спасения и приводя к жизни вечной.
Сегодня мы празднуем память Архистратига Михаила. Мы слышим в песнопениях, что архистратиг Михаил именуется начальником сил ангельских, но не людей — то есть сам человек призван быть выше ангелов! Выше в чем? В устремлении к Божественной любви. Но, опять же, сам человек это доверие не оправдывает и пытается из ангела света претвориться в ангела тьмы. Ведь и сатана был ангелом, но был низвергнут с неба за своё самомнение. За то, что его намерения противостоять Богу стали основой его жития.

Дай Бог нам, сохраняя образ и подобие Божие, устремляться к миру ангельскому. Быть истинными прославителями славы Божией, стремиться в дом Его, учиться возможности и опыту славления Бога, какой имеют ангелы.
И да поможет нам всем Господь, молитвами святаго Архистратига Божия Михаила, стяжать благодать Духа Святаго и сохранять эту чистоту благодати в своей жизни, устремляясь ко Господу и его небесным обителям — туда, где не меркнет свет Божественной любви. С праздником вас всех поздравляю!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости Выборгской Епархии
© Выборгская епархия Русской Православной Церкви, 2015
По благословлению Преосвященнейшего Игнатия епископа Выборгского и Приозерского
Яндекс.Метрика