• Литургия и панихида по протоиерею Льву Церпицкому на 40-й день упокоения
    совершена сонмом архипастырей Варлаамо-Хутынском монастыре

    Подробнее»
  • Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Литургию
    накануне престольного праздника храма в Бернгардовке

    Подробнее»
  • Преосвященнейший Игнатий возглавил богослужения
    праздника обретения мощей преподобного Арсения Коневского в островной обители

    Подробнее»
  • Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил
    Литургию Недели о самарянке в Токсово

    Подробнее»
  • 625-летний юбилей
    Коневского Рождество-Богородичного монастыря

    Сайт обители»
  • Состоялись ключевые события торжеств
    в честь 125-летнего юбилея Выборгской епархии

    Подробнее»
  • Храмы и духовенство
    Выборгской епархии

    Подробнее»
  • Материалы о Выборгской епархии

    Подробнее»

Архипастырское слово в Неделю о самарянке

В Неделю о самарянке, 26 мая, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в соборе святого Архистратига Божия Михаила в Токсово.


Ваше Высокопреподобие, отец Лев, дорогие отцы, братия и сестры! Отец Лев сегодня говорил о своем родственнике, ныне диаконе Валентине - он стал 139-м клириком Выборгской епархии.
Сегодняшний день знаменательный, ибо все меньше дней остается пасхальной радости, мы приближаемся к празднику Святой Троицы. Каждый воскресный день сейчас посвящен Евангельскому событию. Сегодняшнее воскресение называется Неделей о самарянке.

Между иудеями и самарянами существовала вражда. Хотя последние были тоже еврейским народом, но в силу исторических обстоятельств, через смешение с язычниками, они соединили в своем народе языческое и иудейское, и потому их собратья иудеи считали скверным иметь общение с ними, не говоря уже о совместном вкушении пищи. И вот Евангелие повествует, как Спаситель, идя по пыльным дорогам Палестины, пришел со своими учениками в место, почитаемое и самарянами, и иудеями - колодец Иакова, существующий и поныне. Это место, где многие самаряне почерпали воду. Господь остался у колодца, а ученики отправились за пищей. Спаситель попросил у подошедшей к колодцу с сосудом самарянки испить воды. Конечно, в тот момент истории это был нонсенс! Иудей беседует и просит воду у представительницы народа, общаться с которым - значит, оскверниться! Разумеется, самарянка удивилась, но в ответ на ее недоуменный вопрос Спаситель предложил ей воды живой: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин 4:14). Женщина вначале подумала прежде всего о человеческом, надеясь облегчить свой труд и ответила: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин 4:15). Но постепенно оказывается, что именно самарянка, представительница отвергаемого народа, понимает, что перед ней не просто путник. Она видит перед собой пророка, посланника. «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа» (Ин 4:16-17). В ответ на слова Христа о ее жизни: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе», - самарянка ответила: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин 4:17-19).

Самарянка подняла и еще один вопрос, важный для взаимоотношений иудеев и самарян: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин 4:20). Спаситель же ответил ей, что «наступает время… когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин 4:21-23). Самарянка осознала, что перед ней - Сам Мессия, которого с надеждой ожидали люди многие века, и возвестила это жителям ее города.

Мы знаем, что Христос еще два дня прожил в этом месте, среди народа, который не принимали его собратья-иудеи. Почему мы слышим именно эту Евангельскую историю ближе к празднику Святой Троицы? Необходимо верно ее воспринять. Колодец, у которого произошла беседа Господа с самарянкой, является для нас образом Священного Писания. Именно здесь каждый человек может «почерпнуть потоки воды живой», мудрости неизменного и верного Слова Божьего. Именно Писание, воздействуя на душу человека, дает каждому из нас возможность жить «в духе» христианской любви «и истине».

Сегодня, действительно, нам не хватает духа любви. Часто люди утверждают, что любить - легко, каждый якобы любит всех на свете. Но как можно любить ближнего, если человек порой теряет священный дар любви даже в кругу собственной семьи, не имеет порядка в отношениях с родными, не может научить любви своих детей и внуков? Наконец, как можно говорить о любви к ближнему без любви к Богу - ведь обе эти заповеди любви лежат в основе христианского мировоззрения! Если сложно совершить эти две заповеди, как можно говорить о любви ко всему миру? В дни Святой Пасхи мы, в первую очередь, пытаемся постичь глубину Божественной любви. Ради любви к человеку Бог снисходит со Своего престола на землю и принимает на себя образ человеческий. Люди же требуют крови Христа, а Он, милостивый, любящий и кроткий, отдает Себя в жертву за весь человеческий род…

В дни Пасхи, когда мы ликуем, прославляя Воскресшего Спасителя, мы пытаемся учиться на протяжении этих 40 дней дару любви. Именно через любовь человек постигает не только Бога, но и ближнего. Через любовь мы открываем непостижимые источники воды живой. Как самарянка узнала через беседу Христа Спасителя, так и нас Господь призывает видеть Его в каждой минуте жизни, которую должно проживать в мире и добродетели, в духе смирения и любви. Так мы постигаем Путь, Истину и Жизнь, так мы черпаем из Источника воды живой, идя в жизнь вечную. Аминь.
Поздравляю всех вас с воскресным днем! Христос Воскресе!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости Выборгской Епархии
© Выборгская епархия Русской Православной Церкви, 2015
По благословлению Преосвященнейшего Игнатия епископа Выборгского и Приозерского
Яндекс.Метрика