slider41
slider123
slider124
slider125
previous arrow
next arrow

Приветственное слово епископа Выборгского и Приозерского Варнавы к организаторам и участникам X Муниципальных Рождественских чтений

  • 8 декабря 2023

Приветственное слово епископа Выборгского и Приозерского Варнавы к организаторам и участникам
X Муниципальных Рождественских чтений
«Православие и отечественная культура:
потери и приобретения минувшего, образ будущего»
8 декабря 2023 года, г. Приозерск

Дорогие братья и сестры! Уважаемые участники чтений!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся сегодня в древнем граде Приозерске, чтобы обсудить насущные вопросы, связанные с определением роли Православия в формировании культуры России и русского народа — как это было в прошлом, как это происходит в настоящем и что ожидает нас в будущем.
Эти вопросы сегодня занимают умы множества людей, неравнодушных к историческим судьбам нашего Отечества, искренне любящих русскую культуру, переживающих о сохранении и продолжении её великих традиций. Чтобы наши размышления о Православии и отечественной культуре и сопутствующие им труды не были бесплодными и действительно могли бы формировать ясный и перспективный образ будущего, нам нужно руководствоваться некоторыми важнейшими положениями, вытекающими из всей истории России и Русского Православия.
Представляется, что первым и важнейшим тезисом для нас должно быть то обстоятельство, что наш русский народ, можно сказать, родился православным. На это очень точно указывает великий русский писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский: «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала её». Цивилизационный выбор святого князя Владимира и всей Киево-Новгородской Руси той эпохи был вдумчивым, осознанным, и этот выбор полностью определил всё наше дальнейшее историческое развитие. Следование высокому нравственному идеалу Православия — это путь русской цивилизации и русской культуры.
Единое Русское государство и единая русская культура складывались в обстановке чудовищного давления и с Запада, и с Востока — немцы-крестоносцы, шведы, поляки, язычники-литовцы, Орда. К XIII веку — веку святого князя Александра Невского и веку, когда можно говорить о сформировании собственно русского этноса из разрозненных славянских племен, — идея единой Руси стала не просто популярной, она стала всеобщей, стала, по мысли выдающегося историка Л.Н. Гумилева, этнокультурным стереотипом. Святой князь Александр Невский именно на камне православной веры основал свой культурный выбор. Он окончательно утвердил выбор святого князя Владимира Киевского, других великих князей — Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, — и с этого времени русская культура не могла развиваться в иной парадигме, отличной от парадигмы православной. Немыслимо это и сегодня, как бы кому не хотелось освободить русскую культуру от христианства и отменить великий цивилизационный выбор, явленный в Крещении Руси.
Сегодня мы видим, как важно нашей стране и нашему народу на фоне происходящих в мире политических, экономических, идеологических и культурных процессов, отстаивать и защищать свой собственный цивилизационный выбор. Поэтому сегодня так актуальна тема Православия и культуры. Что мы хотим сказать миру, утверждая православные основы отечественной культуры? Выдающийся русский религиозный философ и культуролог В.В. Зеньковский прекрасно определил суть этого нашего желания, нашего современного цивилизационного провозвестия: «Светом Православия хотим осветить мы всю жизнь, определить все жизненное творчество. Православие ныне открывается русской душе как основа для построения целостной культуры, как единственная сила, способная обновить жизнь, примирить противоречия истории. <...> Православие влечет к себе души наши своей неотразимой красотой, своей глубиной и правдой, в которой находят свое примирение все раздробленные силы жизни, освящается и преображается все натуральное бытие».
Уверен, что участниками нынешних Рождественских чтений будет сказано много правильных слов о непреходящем значении Православия для прошлого, настоящего и будущего отечественной культуры. Эта тема чрезвычайно важна сегодня для педагогики и образования, литературы и искусства, для гуманитарных исследований, для широкого народного просвещения, для воспитания молодого поколения. Необходимо помнить и всегда учитывать, что Православие установило идеальные нравственные ориентиры для русского сообщества, сформировало идентичный для России образ человека, на основе Православия сложилась уникальная российская система национальных отношений, на православной основе были созданы уникальная русская школа и связанная с ней система педагогики и многое другое. Хотелось бы в завершение приветствия привести слова великого православного подвижника и богослова XX столетия святителя Николая Сербского: «Сегодня, когда сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно прочны, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру, когда во всем мире самое закоснелое язычество под разными именами поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и всему человечеству». Это означает, что и в XXI столетии России и русскому народу вновь предстоит подтвердить свой исконный цивилизационный, культурный и религиозный выбор и предложить его миру в качестве «якоря спасения».
Желаю всем участникам чтений плодотворной работы и общения, благословенной помощи Божией во всех добрых делах!

ВАРНАВА
ЕПИСКОП ВЫБОРГСКИЙ И ПРИОЗЕРСКИЙ