• Владыка Игнатий совершил освящение
    храма подворья Коневской обители в бухте Владимировка

    Подробнее»
  • Преосвященнейший Игнатий открыл Молодежный Форум
    на острове Коневец

    Подробнее»
  • Владыка Игнатий совершил освящение
    Арсениевского храма и поклонного креста в Коневской обители

  • Паломническая служба
    Коневской обители формирует группы

    Подробнее»
  • Владыка Игнатий совершил
    воздушный крестный ход со святынями Коневской обители,
    молясь об избавлении от пандемии

    Подробнее»
  • Президент России Владимир Путин и глава Республики Беларусь Александр Лукашенко
    посетили Коневский монастырь

    Подробнее»
  • Святейший Патриарх Кирилл возглавил заключительные торжества
    625-летия Коневского Рождество-Богородичного монастыря

    Литургия» Посещение часовни, освящение памятника»
  • Состоялись торжества
    в честь 125-летнего юбилея Выборгской епархии

    Подробнее»
  • Храмы и духовенство
    Выборгской епархии

    Подробнее»
  • Материалы о Выборгской епархии

    Подробнее»

Слово епископа Выборгского и Приозерского Игнатия на открытии IV Архангело-Михайловских Епархиальных Международных образовательных чтений

Слово епископа Выборгского и Приозерского Игнатия на открытии IV Архангело-Михайловских Епархиальных Международных образовательных чтенийIV Архангельско-Михайловские Епархиальные Международные образовательные чтения - региональный этап XXV Международных Рождественских чтений - проходят 22-23 ноября в Выборге. Тема чтений: «125-летие Выборгской епархии. Юбилей на историческом фоне столетия Русской смуты 1917 года. Уроки истории».
Пленарное заседание в Муниципальном дворце культуры Выборга открылось приветственным словом епископа Выборгского и Приозерского Игнатия в присутствии Владимира Алексеевича Рошковича, первого заместителя главы администрации МО «Выборгский район», Ольги Владимировны Карвелис, председателя Комитета образования Выборгского района Ленинградской области, специалиста комитета образования Ленинградской области Татьяны Юрьевны Засельской, председателя комитета образования Приозерского района Галины Тысячной, проректора ЛОИРО Александра Ивановича Букреева и участников чтений: клириков епархии, представителей педагогического сообщества, молодежи, приглашенных докладчиков из других регионов России и разных стран.

Приводим полностью Приветственное слово епископа Выборгского и Приозерского Игнатия участникам IV Архангело-Михайловских Епархиальных международных образовательных чтений:

«Дорогие братья и сестры, участники чтений! Уважаемый Владимир Алексеевич, уважаемая Ольга Владимировна! Вот уже в четвёртый раз собираемся мы на международных образовательных Архангело-Михайловских чтениях, и нынешняя тема их звучит так: «125-летие Выборгской епархии. Юбилей на историческом фоне столетия Русской смуты 1917 года. Уроки истории». И это не случайно. Следующий год – год столетия одного из самых серьёзных испытаний и потрясений в русской истории, сопоставимого с монголо-татарским нашествием, Смутой начала 17 века и Великой Отечественной войной.

Официальная оценка революции 1917 года в общественном сознании нашей страны претерпевала серьёзнейшие изменения. Я родился и воспитывался во времена, когда она была исключительно положительной, затем (лет 25 назад) - поменялась на противоположную. И хотя с тех пор прошло сто лет, до сих пор эта тема вызывает горячие споры. Для верующего человека не остаётся сомнений, что кровавые катаклизмы революции были наказанием нашему народу за утрату образованным его классом живой веры, за воздвижение «иных алтарей» - поиска «гражданских свобод», «передовых», «гуманистических» ценностей, в мире которых не оставалось места Богу и Его Правде.
Конечно, узловым событием считают и будут считать октябрьский переворот – непосредственный приход к политической власти людей, начертавших атеизм и богоборчество на своих знамёнах. Но задумывались ли мы, почему во вчерашней верующей православной стране они взяли власть так легко? Помним ли мы, что революция началась не в октябре, а в феврале – с падения монархии в результате заговора людей, которые позже возглавили белое движение. И если бы всё было так просто (красные – неправы, белые – правы) – почему же белому движению Богом не дана была победа?
Думается, именно потому, что однозначно правой стороны в революции и гражданской войне просто не было. Да, верующие православные, как правило, были в конкретных обстоятельствах на стороне белых, но не они определяли идеологию и курс этого движения. Оно было руководимо людьми либеральных убеждений, повинными в грехе измены своему Царю, приложившими руку к разрушению российского государства и тем открывшими дорогу большевикам-богоборцам. Белое движение не было ни православным, ни отстаивавшим национальные русские интересы – оно было лишь противо-большевицким, и не шло дальше этой цели. А когда вы только против чего-то или кого-то, и не имеете чёткого осознания, за что вы – ваше дело обречено на провал. Уже в ходе гражданской войны белые лидеры (как они считали – вынужденно) пошли на сотрудничество с иностранными правительствами, глобальной целью которых было лишь максимальное ослабление России и лишение её статуса великой державы, а ближайшей – разграбление «бесхозных» на тот момент материальных богатств нашего Отечества. Именно на подчинённости белых интервентам часто и играли большевики, на таких примерах добивавшиеся перехода честных русских патриотов на свою сторону. Что уж говорить о временах эмиграции, где белое движение просто выродилось в прислужника иностранных разведок, а в годы Великой Отечественной войны – и того хуже, оказалось в рядах гитлеровских агрессоров, не скрывавших цели уничтожения и порабощения России.
Любители хлёсткого лозунга «против большевиков – хоть с чёртом» не могут понять, что православный человек не может быть с чёртом по определению, и что если перед православным человеком ставят именно такой выбор, он задумается: «а не правы ли большевики, если против них - чёрт»? Белое движение проиграло, потому что не несло в себе правды Божией, и в этом главное отличие смуты 1917 года от Смуты начала 17 века: тогда русские люди, даже лишённые Царя, смогли сорганизоваться, и - по благословению Церкви - отразить нашествие иноплеменников и восстановить нормальные основы русской жизни, в том числе и Царя избрать. Тогда нутро народное было здорово, и поэтому Русь устояла. В 1917 году сама нервная система русского общества была поражена болезнью, и понадобились десятилетия «хождения по мукам», чтобы люди вспомнили Бога.
Выборгская земля и город Выборг – живая иллюстрация того, что в смуте 1917 года не было простых и однозначных ответов, кто прав, а кто виноват. Мы знаем, что эта пограничная земля, с преобладавшим тогда финским населением, была отвоёвана Петром Великим у Швеции в начале 18 века, и именно с тех пор начала заселяться русскими людьми. А когда через сто лет по желанию финской же элиты и остальная Финляндия была присоединена к России, петербургское правительство присоединило «Старую Финляндию» к Новой, в которой, таким образом, появилась целая губерния со значительным русским населением. И ещё через сто лет, когда одним из первых своих актов большевики даровали Финляндии независимость, эти русские люди, продолжая жить у себя дома, внезапно оказались в чужом государстве, и стали одной из первых жертв смуты.
Как известно, в Финляндии свои финские «красные» боролись со своими финскими «белыми», и когда последние победили, в Выборге произошло событие, известное, как «Выборгская резня»: в апреле – мае 1918 года вошедшие в город финские «белые» устроили массовое убийство русского населения, жертвами которого, по разным оценкам, стали от пятисот до трёх тысяч человек. Горькая ирония заключалась в том, что сплошь и рядом убивали людей, симпатизировавших белым, и вышедшим встречать их, как освободителей – убивали лишь за то, что они были русскими.
Те трагические события не то что не осмыслены нами глубоко– они даже нешироко известны в русском обществе. А ведь Выборгская резня – это очень красноречивый урок: в гражданской войне не было правых и виноватых, а жертвой её был весь русский народ как социально-культурная и религиозная общность, целостность, оказавшийся заложником кровавой практики реализации чуждых идей и пищей иноплеменникам и иноверцам.
Задача наша, сегодняшних русских и православных – изучать и осмыслять те страшные уроки, чтобы не повторять прошлых ошибок в будущем. Призываю Божие благословение на всех участников чтений и их труды, и да хранит Вас всех Господь».
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости Выборгской Епархии
© Выборгская епархия Русской Православной Церкви, 2015
По благословлению Преосвященнейшего Игнатия епископа Выборгского и Приозерского
Яндекс.Метрика