• Владыка Игнатий совершил освящение
    храма подворья Коневской обители в бухте Владимировка

    Подробнее»
  • Преосвященнейший Игнатий открыл Молодежный Форум
    на острове Коневец

    Подробнее»
  • Владыка Игнатий совершил освящение
    Арсениевского храма и поклонного креста в Коневской обители

  • Паломническая служба
    Коневской обители формирует группы

    Подробнее»
  • Владыка Игнатий совершил
    воздушный крестный ход со святынями Коневской обители,
    молясь об избавлении от пандемии

    Подробнее»
  • Президент России Владимир Путин и глава Республики Беларусь Александр Лукашенко
    посетили Коневский монастырь

    Подробнее»
  • Святейший Патриарх Кирилл возглавил заключительные торжества
    625-летия Коневского Рождество-Богородичного монастыря

    Литургия» Посещение часовни, освящение памятника»
  • Состоялись торжества
    в честь 125-летнего юбилея Выборгской епархии

    Подробнее»
  • Храмы и духовенство
    Выборгской епархии

    Подробнее»
  • Материалы о Выборгской епархии

    Подробнее»

Историческая справка о епархии и кафедральном городе к 125-летнему юбилею Выборгской епархии. Материалы для подготовке учебных и лекционных занятий по теме.

Историческая справка о епархии и кафедральном городе к 125-летнему юбилею Выборгской епархии. Материалы для подготовке учебных и лекционных занятий по теме.
Выборгская епархия - одна из четырех самостоятельных епархий Санкт-Петербургской митрополии. Располагается на территории, которая занимает около трети Ленинградской области.[b] Сегодня в состав епархии входит 5 благочиний с 71 приходом и одна обитель - Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь. В епархии 34 строящихся храма.


Выборг - один из центров православной жизни региона. Деятельность Выборгской епархии охватывает все сферы общественного служения: духовенство взаимодействует с образовательными, социальными и медицинскими учреждениями, воинскими частями, заботится о молодежи. На территории епархии находится хоспис для тяжелобольных людей функционирует епархиальная загородная школа-пансион «Лужки» и гериатрический центр «Покровская обитель», а также сеть реабилитационных центров для нарко- и алкоголезависимых «Обитель исцеления». В епархии строится детский хоспис и епархиальный молодежный центр в поселке Озерки, а также проходят благотворительные и просветительские акции, актуальные молодежные мероприятия.
Важнейшим центром духовной жизни епархии является Коневский Рождество-Богородичный монастырь, который в 2018 году будет отмечать 625-летие. Монастырь имеет подворье в Санкт-Петербурге. История обители и ее духовное наследие тесно связаны со Святой Горой Афон: благословение афонского монашества принес на Коневец преподобный Арсений Коневский, основатель обители, вместе с чудотворной иконой Коневской Пресвятой Богородицы. В июле 2016 года обитель с частным визитом посетил Президент России Владимир Путин, а в ноябре того же года между Коневским монастырем и компанией «Роснефть» было подписано соглашение о сотрудничестве: при поддержке «Роснефти» в обители проходят восстановительные работы.

В 2017 году к юбилею епархии приурочен ряд мероприятий.

В преддверии юбилея начато издание ежемесячного «Православного вестника», который освещает ключевые события епархиальной жизни и архиерейского служения и издается как вложение в светскую газету «Выборг». Это первое русскоязычное издание епархии, и второе за ее историю: перед революцией Выборгская и Финляндская епархия издавала миссионерский альманах на финском языке «Утренняя заря».
В ноябре 2016 года прошли IV Архангельско-Михайловские Епархиальные Международные образовательные чтения на тему: «125-летие Выборгской епархии. Юбилей на историческом фоне столетия Русской смуты 1917 года. Уроки истории». Мероприятие объединило многих педагогов Ленинградской области.
В марте 2017 года городской библиотеке им. А.Аалто Выборга стартовал совместный проект епархии и библиотеки: цикл просветительских лекций «ЛОГОС».
В юбилейный год епархии завершена реставрация здания епархиального управления (исторический "Дворец наместника") на Соборной площади Выборга. Ожидается завершение строительства ряда храмов епархии, здания духовно-просветительского центра имени святого Иоанна Кронштадтского во Всеволожске. Также пройдут V юбилейные Архангельско-Михайловские Епархиальные Международные образовательные чтения.
В связи с подготовкой юбилейных мероприятий состоялся ряд рабочих встреч правящего архиерея и духовенства епархии с губернатором региона и администрацией Выборгского района.
Все новости, связанные со 125-летним юбилеем епархии, находятся в юбилейном разделе на сайте епархии

Краткая справка об истории Выборгской епархии

24 октября 1892 года Александр III одобрил учреждение самостоятельной Выборгской и Финляндской епархии с центром в Выборге. Ее первым правящим архиереем был назначен епископ Антоний (Вадковский). На территории епархии действовало 24 прихода, прихожане составляли всего 1% населения Великого княжества Финляндского, на землях которого она располагалась и жители которого по преимуществу исповедовали лютеранство.
За 25 лет на Финляндской и Выборгской кафедре сменилось 3 архиепископа: Антоний (Вадковский), Николай (Налимов) и Сергий (Страгородский), ставший впоследствии Патриархом Московским и всея Руси. За эти годы положение Православной Церкви в княжестве сильно изменилось: число храмов увеличилось в 2 раза, были образованы новые приходы, выросло число учебных заведений для православных прихожан. Была развернута активная миссионерская деятельность: работали братства, издавались газеты и просветительская листки, богослужебные книги переводились на финский язык. В феврале 1913 года в помощь Выборгскому архиерею было учреждено Сердобольское викариатство (с центром в Сердоболе-Сортавале).
В декабре 1917 года Финляндия обрела государственную независимость. 10 (23) января 1918 года в городе Выборге, на епархиальном съезде духовенства и мирян под председательством митрополита Петроградского Вениамина, на должность главы епархии был избран епископ Серафим (Лукьянов). После распада Российской Империи чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 года принял обращение к Святейшему Патриарху Тихону о преобразовании епархии в Финляндскую автономную православную церковь в составе Московского Патриархата, что и произошло 22 февраля 1921 года.
Правительство Финляндии, к сожалению, стремилось к большему – к автокефалии, за которой обратилось к Константинопольскому Патриарху. В июле 1923 года патриарх Мелетий IV принял ФПЦ в свою юрисдикцию в качестве епископии с правом широкой автономии. Так произошло отделение ФПЦ от Московской Патриархии.
С 1924 года архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) был отстранён властями от управления церковью, а с 1925 года главой Финляндской церкви стал епископ Сортавальский Герман (Аав) с титулом архиепископа Карельского и всей Финляндии.
В 1935 году Выборгская епархия была восстановлена. Но по результатам Советско-Финской войны с 1940 года Выборг вместе с Карельским перешейком отошёл к СССР, войдя таким образом в состав Ленинградской епархии. Даже после эвакуации Выборгского епархиального управления епископ Александр Карпин носил титул «Выборгский», изменённый после 1945 года, по окончании Великой Отечественной войны.
В 1944 году Выборг окончательно вошел в состав СССР. Тогда в городе образовалась небольшая группа людей, которые в августе 1946 года подали просьбу митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову) с просьбой возобновить службы в сохранившемся, но опустошенном соборе. С марта 1948 года выборгский Спасо-Преображенский собор стал утешением для верующих всего Выборгского района Ленинградской области и даже одним из мостов дружбы, связывающих народы двух соседних стран.
19 июля 1962 года решением Священного Синода был восстановлен титул «епископ Выборгский» для викариев Ленинградской (Санкт-Петербургской) епархии. С 1976 года в течение 10 лет свое архипастырское служение как епископ Выборгский, викарий Ленинградской епархии совершал Преосвященнейший Кирилл (Гундяев), ныне Святейший Патриарх Московский и Всея Руси.

12 марта 2013 года в составе Санкт-Петербургской митрополии была вновь учреждена самостоятельная Выборгская епархия. Первым и ныне совершающим свое служение епископом Выборгским и Приозерском стал Преосвященнейший Игнатий (Пунин). Полный титул архиерея - Выборгский и Приозерский - указывает на связь не только с Выборгской и Финляндской епархией, но и со старинной Корельской (Кексгольмской) кафедрой.


Составители
историк Юлия Крипатова,
руководитель пресс-службы Выборгской епархии Яна Сенькина


Кафедральный город епархии - Выборг

История становления Выборга как города начинается с 1293 года, когда в результате третьего крестового похода шведский маршал Торгильс Кнутсон на острове Воловий начинает строительство замка. Главная башня замка была воздвигнута 29 июля, в день памяти святого Олафа – поэтому названа в его честь.
«Святой Олаф был в молодости язычником и предводительствовал морскими походами викингов. Зато, приняв христианство, стал ревностным его защитником.
Олаф был причислен к лику святых в 1031 году, и стал последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 года), почитаемым также и на христианском Востоке как святой благоверный Олаф II Харальдссон, король Норвегии, креститель и просветитель норвежцев».

Впоследствии, крепость, основанная на острове, не могла вмещать всех жителей, и они стали селиться рядом на материке. Уже к середине 14 века это поселение достаточно разрослось, появляются упоминание об этом месте как о городе. Однако официально Выборг получил статус города 19 августа 1403 года Указом шведского короля Эрика XIII Померанского.
Не случайно Выборг получил статус города 19 августа, в день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, престольный праздник Кафедрального Спасо-Преображенского собора города.
Спасо-Преображенский собор был заложен 01/14.10.1787 г. по Высочайшему повелению императрицы Екатерины II.
01/14.10.1790 г. состоялось освящение Храма иерейским чином.
06/19.11.1800 г. – освящение предела Свт. Николая Чудотворца.
В 1817 году был выполнен основательный ремонт собора, после чего он был освящен 14/27 октября 1817 года.
21.06/04.07.1826 г. был устроен придел во имя Богородицы «Всех скорбящих Радость».
Следующий капитальный ремонт был выполнен в 1863-1866 годах.

Освящение собора после ремонта состоялось в праздник Преображения Господня – 06/19 августа 1866 года. Чуть позже были освящены оба придела 14/27 августа и 21/03 сентября того же года.
В 1888-1889 годах осуществлена ещё одна реконструкция собора.
15/28 октября 1889 года Спасо-Преображенский собор был освящён епископом Антонием (Вадковским).
Впоследствии наступили тяжёлые времена, годы безбожия и лихолетья. Храм был практически полностью разрушен.
В настоящее время, когда Собор восстановлен, когда проведён его капитальный ремонт, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил чин Великого освящения (обновления) Спасо-Преображенского собора 18 августа 2013 года, накануне праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В основание престола были заложены мощи преподобномученика Фомы, игумена Зографского.
Знаменательной датой в православной жизни города Выборга стало утверждение в 1892 году самостоятельной Финляндской архиерейской кафедры, которая была выделена из состава Санкт-Петербургской епархии.
В синодальный период эту кафедру возглавляли: архиепископ Антоний (Вадковский), впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1892-1898 гг.); архиепископ Николай (Налимов) (1898-1905 гг.), архиепископ Сергий (Страгородский), впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси (1905-1917 гг.); архиепископ Серафим (Лукьянов) (1920-1923 гг.).
В периоды 1923-1935гг., 1945-1962 гг. Выборгская епархия была упразднена. С 1962 года находилась в составе Ленинградской (Санкт-Петербургской) митрополии и существовала как викариатство.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавлял Выборгское викариатство сначала в сане епископа, а позже в сане архиепископа в 1976-1986 годах.
Город имеет богатую церковную историю.
Современный Выборг – город исключительно своеобразный. На его территории сосредоточено порядка 300 памятников истории, архитектуры, садово-паркового искусства разных эпох.

В спецвыпуске всероссийского журнала «Фома" за декабрь 2015 г. вышла статья о Выборге, подготовленная руководителем пресс-службы епархии Яной Сенькиной в соавторстве с краеведом Валерием Карсаковым

Выборг – дитя двух матерей


«Россия и Финляндия – две сестры, Финляндия и Россия – две матери…
Их головы слились воедино, их руки соединились в Надежде, чтобы Любовь победила.
А это зависит от нас. От каждого».
Надпись на мемориале «Крест скорби» неподалеку от Питкяранты.


Не верьте никому, кто даст четкий перевод названия Выборга – города-полиглота, говорившего четырьмя разными языками. В каждом из них название Выборга начинается с литер W, V или B, тоже имеющих собственное значение: по-фински– Viipuri, Wiipuri (Виипури), по-шведски – Viborg, по-немецки – Wiborg (Виборг), по-русски – Выборг. Варианты перевода – священный город, святая крепость… Название – лишь символ его многоликости.
В Выборге много таинственного: никуда не ведущие лестницы; неожиданно появляющиеся за поворотом переулка башни; неизвестного значения каменная резьба на фасадах – животные, змеи, химеры – не говоря об обилии крестов, куполов и шпилей, удивляющих принадлежностью к разным конфессиям. Кто сможет их классифицировать? Искусствоведы и краеведы находят в своем городе суровое средневековье и эффектность модерна, классические портики XIX века и геометрию функционализма. По Выборгу сначала ходят с путеводителем в руках, а потом выбрасывают книгу подробных описаний в ближайший цветник – там ее подберут букинисты, – чтобы видеть лишь очарование города, созданное веками.

Начало истории города полагает его главный знак – Выборгский замок с башней святого Олафа (Олава). Это единственный средневековый замок, расположенный на территории России. Строительство его начато в результате III Крестового похода в 1293 году шведским маршалом Торгильсом Кнутссоном. Поход, очевидно, был предпринят с целью установления идеологического господства над жившими в этих землях карелами, крещенными в Православие в 1227 году. Однако главная башня замка носит имя последнего прославленного до Великой схизмы западного святого - почитаемого в Православии благоверного Олафа II Харальдссона, короля и крестителя Норвегии. Башня Выборгского замка была воздвигнута шведами 29 июля, в день памяти святого Олафа, – поэтому и названа в его честь. Так с самого своего основания Выборг, внешне принадлежащий одной культуре и религии, а по смыслу – разным, оказался символом призыва к миру и единству.
С основания замка на Воловьем острове прилегающие земли на 400 лет попали в сферу влияния Шведского Королевства и Католической Церкви. Остров вскоре не смог вмещать всех жителей, и они стали селиться рядом на материке. Указом шведского короля Эрика XIII Померанского в 1403 году Выборг официально получил статус города.
Святой Олаф остался небесным покровителем Выборга. Недавно Выборгская епархия принимала участие в торжествах 1000-летия крещения св. Олафа, празднуемых в Норвегии; прямо в Выборгской крепости в тот самый день его памяти, 29 июля, проходит большой праздник. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (Пунин) говорит: «Для Выборгской епархии святой Олав II Харальдссон является близким и, можно сказать, родным местночтимым святым…».
Попасть во времена рыцарей Средневековья совсем не трудно. Скалистый мыс напротив замка по сей день занимает район под названием Линнойтус («крепость»), состоящий из средневекового Старого города и Вала (Вали). Район крепости был окружен полуторакилометровой городской стеной с одиннадцатью сторожевыми и приворотными башнями. Выборг сохранил по одной каждого вида: боевую башню Ратуши и сторожевую Круглую башню. Есть предание, что святой Олаф еще до появления Выборга поставил здесь дубовый поклонный крест — местные краеведы уверенно указывают на один из перекрестков Старого города.
Улицы Линнойтуса - наследницы средневековых переулков-тропинок, следовавших лишь рельефу – образуют нерегулярную прямоугольную сетку, созданную путем «перепланировки», насколько это было возможно, тех самых переулочков в XVII веке. Улицы Старого города остались узкими, 8-10 метров шириной. Ткань средневекового Выборга здесь вплетается в новое время – многие каменные здания Средневековья остались на своих местах; границы участков внутри новых кварталов диктуют размещение более поздних построек. Сохранились и погреба, расположенные под углом к надстроенным над ними зданиям. На дотошный вопрос, по каким адресам расположены здания начала тысячелетия, выборжцы просто махнут рукой в направлении Линнойтуса: «Там…» - это район-машина времени, здесь стоит быть внимательным к каждому камню.
Если созерцательность вам чужда, примите участие в игре. Клуб реконструкции Средневековья со штаб-квартирой в Выборге проводит несколько больших фестивалей: Рыцарский замок, Былинный остров, Средневековая сказка, Смотр Ордена – здесь реконструируются воинские искусства, быт и ремесла, искусства и развлечения.
Правление шведских королей закончилось в 1710 году, когда город заняли войска Петра I Великого. Он превратил Выборг в русскую пограничную крепость, защищавшую блистательный Санкт-Петербург – новую столицу России. Гарнизонный город, тихая провинция. Даже в Русской Православной Церкви Выборг просто относился к Санкт-Петербургской епархии, и до 1803 года наименование «Выборгский» входило в титул правящего архиерея. Зато в 1787 году был основан Спасо-Преображенский, нынешний кафедральный, собор: время затишья хорошо для основательных дел.

Тишину выборгской жизни нарушил уже Александр I Благословенный, присоединивший Выборг к вновь образованному в составе Империи Великому княжеству Финляндскому. В 1809 году он завоевал восточные провинции Шведского Королевства. Из них была сформирована новая политическая единица Империи – Великое княжество Финляндское, к которому отошел Выборг и смежные с ним территории так называемой Старой Финляндии. В Выборге и Старой Финляндии сформировалась особая культурная общность, отличающая их от остальных частей нового Княжества. Здесь русское православное население успело влиться в существующее лютеранское и католическое сообщество. Было образовано и отдельное Выборгское викариатство Русской Православной Церкви – впрочем, титулярное.
Веротерпимость финнов, как и выборжцев, было и остается их важнейшей чертой. Финны всегда выказывали уважение к Православию и многое сделали для укоренения его на земле Суоми. Так, хотя Петербургу не понравилось открытие в Сортавале финноязычной лютеранской семинарии (1900 г.), Синоду пришлось с этим смириться: миссионерство финнов было далеким от радикализма.
В Выборге, имевшем в начале XIX века всего три тысячи жителей, в ходу были четыре языка: финский - 44 %, русский - 29 %, шведский - 14 %, немецкий – 13%. Многие жители Выборга свободно говорили на всех четырех языках. Культурное и языковое многообразие было ясно ощутимой чертой Выборга до 1944 года.
Втягиваясь во множественность деталей Выборга, вы догадаетесь, что это город с характерными чертами крупного европейского центра, расцвет которого пришелся на период конца XIX – середины ХХ века. На рубеже веков и Европа, и Россия, и Америка переживали периоды подъема. Но маленький город на рубеже культур, Выборг, стал свидетелем и свидетельством того, как один небольшой народ двинулся вперед большими шагами. Архитектура северного модерна стала воплощением так называемого финского Возрождения.

Облик центра Выборга определили архитектурные и литературные открытия рубежа XIX-XX веков. Он, как никакой другой город, несет на себе отпечаток «Калевалы» - карело-финского эпоса, составленного в начале 20 века врачом и поэтом Элиасом Ленротом из собранных им 50 рун (карельских народных эпических песен). Это признанное опорой для научных исследований отражение дохристианских религиозных представлений финнов и карел. На фасадах многих выборгских домов размещены образы героев эпоса, имена Куллерво, Сампсы, Айно носили улицы старого Выборга и даже его фирмы. Скульптура сказителя Вяйнеммейнена - один из символов выборгского ландшафтного парка Монрепо. Кажется, сами чарующие лабиринты выборгских улочек и многообразие декора домов созданы волшебством «Калевалы».
В начала ХХ века случилось чудо: в среде финского народа ожили пласты смыслов, когда-то напитавшие эпос и нашедшие новое выражение в архитектуре – так появился феномен северного модерна. Он стоит рядом с «Калевалой». Как связан северный модерн с природой Финляндии и Карелии! Главное звено этого союза - гранит; покидая докембрийские скалы или валунные поля, гранит входит в плоть здания весомо и торжественно, устраиваясь на фасадах как живое существо. Впрочем, и животные не прочь стать ему соседями - декор многих зданий Выборга включает обитателей лесов Карелии. Они же становились и символами, указывающими на особенность характера владельца дома и даже надежность занимающей здание фирмы. Вот барельефы-бараны бывшего дома «Хякли, Лаллукка и Ко» на Вокзальной улице, 7 символизируют упрямство, каким надо обладать , чтобы достичь успеха.
Плавные линии растительных орнаментов и четко очерченные «скалы» оконных проемов, отделка фасадов имитацией естественного камня или крошки, декор с мотивами животного мира – все это отличительные черты модерна, который был с восторгом принят не только архитекторами Выборга, но и Петербурга, и многих других европейских столиц. Здания Выборга в начале XX века создавали авторы с мировыми именами: Элиэль Сааринен, впоследствии определивший архитектурный облик Чикаго и Детройта; Алвар Аалто, спроектировавший для Выборга здание библиотеки, носящей теперь его имя; Уно Ульберг , чьи работы в Выборге служат наглядной моделью развития европейской архитектуры от северного модерна через неоклассицизм к авангарду.
Финское возрождение в Выборге подарило жизнь нескольким новым замкам. Правда, все они – скорее произведения искусства, чем символы, как древний Выборгский замок. В стиле замковой архитектуры построено и здание на Рыночной площади, принадлежащее ранее Финляндскому банку. О, даже бывший банк неприступен и надежен: высокая арка, ведущая во двор, имитирует опускающуюся решетку; украшенные гербами кованые двери главного входа намекают на высокое положение хозяев; узкие окна, напоминающие бойницы, и химеры на стенах представляются грозной охраной. «Гранитным замком» выборжцы называют бывший дом «Хакмана и Ко» на Северном валу, 5. Полностью облицованный разными видами гранита, украшенный каменной резьбой фасад здания выглядит особенно величественно в перекличке с расположенным напротив древним Выборгским замком. Это местечко Выборга всерьез призывает каждого стать романтиком. Дом-сказка, замок-сказка отчуждают от привычного бытия. Издали не видны люди у замка; улочка Северного вала тоже безлюдна; воздух становится зыбким, идет волнами, как и залив стального цвета, отделяющий улочку от замка – может быть, это чужие владения? Другое время? Лишь шум автомобилей под валом заставляет очнуться от этих чар.

Православная Церковь приветствовала рост самосознания на выборгских землях: в 1892 была создана самостоятельная Выборгская и Финляндская епархия, а её первым архиереем назначен епископ Антоний (Вадковский), известный своей просветительской деятельностью. С 1898 года в епархии издавался журнал на финском языке «Aamun Koitto» («Утренняя заря»), проводилась работа по переводу богослужения на финский и шведский языки. До революции было построено множество православных храмов, в том числе в Хельсинки, Турку, Свеаборге; в составе епархии был Валаамский монастырь.
Лишь время показало преимущества союз Империи и Княжества. В 1917 году Россия встала на путь тоталитарного большевизма, а Великое княжество Финляндское вырвалось в пространство свободы. После непродолжительной гражданской войны правительство провозгласило Выборг и Финляндию свободными от «российского угнетения». Чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 году принял обращение к Святейшему Патриарху Тихону о даровании епархии статуса автономной Церкви в составе Российской, и в 1921 его постановлением епархия была преобразована в Финляндскую автономную Православную Церковь в составе Московского Патриархата. Она сразу разделилась на две самостоятельные епархии: Выборгскую и Карельскую. Уже властями главой Финляндской церкви был назначен епископ Герман (Аав), а архиепископ Выборгский и всея Финляндии владыка Серафим Лукьянов) отстранен от управления.

К началу Второй мировой войны Выборг был вторым по величине городом Финляндии. В ноябре 1939 Советский Союз вторгся на финскую территорию - началась, как ее называют в Финляндии, Зимняя война. Бомбовые удары по Выборгу стали причиной массового исхода населения. В марте 1940 года побежденная Финляндия уступила Выборг и большую часть восточных областей Советскому Союзу, но в 1941 года война возобновилась, получив у финнов название «Война-продолжение». Выборг был взят финскими войсками. Было начато строительство самого высокого в Выборге дома, построенного в стиле финского функционализма. Пока выборжцы переселялись в новую десятиэтажку, ленинградцы на другом берегу залива умирали от голода, а финская авиация бомбила единственный путь, связывающий бывшую столицу Российской Империи с миром – Дорогу Жизни.
В 1944 году Выборг был взят советскими войсками почти без боя и вместе с частью восточной Финляндии вошел в состав СССР. Это было почти счастьем для архитектуры города, поскольку сохранившиеся здания не понесли дальнейших разрушений. Если бы за Выборг развернулись такие же бои, как на Карельском перешейке, от города бы не осталось камня на камне.
С этого времени Выборг, с точки зрения финнов, оказался за железным занавесом. Многие выборжцы расселились по всей Финляндии, а город наполнили переселенцы разных областей СССР: Вологодской (из затопленного Рыбинским водохранилищем района), Кировской, Белоруссии. Да, многие горожане сегодня не имеют тесных связей с прошлым Выборга, не знают многого в истории и архитектуре города. Но они чувствуют его. Не зря Выборг возродился вновь, сохранив в себе горечь Второй мировой, как и привкус многих эпох до этой годины разрушений.
В осуществлении архитектурной реставрации города была большая практическая проблема: планы большинства реставрируемых зданий остались в Финляндии, а ознакомление с оставшимися в Выборге архивами требовало знания финского и шведского языков. Но состоявшаяся реставрация города получила высокую оценку даже у финских историков: «Когда смотришь на скучные постройки из стекла и бетона, заменившие во многих областях Финляндии действительно важные в архитектурном отношении здания, начинаешь ценить реставрационные работы, предпринятые русскими в Выборге после войны».

Менялся город, менялось и положение Православной Церкви в нем: сначала был восстановлен титул «епископ Выборгский» для викариев Ленинградской (Санкт-Петербургской) епархии; с 1976 года кафедру возглавил владыка Кирилл (Гундяев), уже тогда известный своими просветительскими трудами будущий Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл I. Именно ему Синод поручил управление Патриаршими приходами на территории Финляндии – так была восстановлена преемственность кафедры Выборгской и Финляндской. Наконец, 12 марта 2013 года в составе Санкт-Петербургской митрополии была вновь учреждена самостоятельная Выборгская епархия. Владыка Игнатий (Пунин) носит титул Выборгского и Приозерского епископа, не только связанный с Выборгской и Финляндской епархией, но и напоминающий о православных карелах - Корельской кафедре XVI-XVII веков. Как и его предшественники, владыка Игнатий ведет большую общественную деятельность, являясь также Председателем Синодального отдела по работе с молодежью. Епархия известна своими просветительскими и молодежными акциями, активным строительством – на Выборгской земле восстанавливается и созидается более 40 храмов.

Очарование старого и нового Выборга – в его стремлении к примирению. Радость узнавания детали северного модерна в надстройке над средневековым погребом соседствует с полумистическим ощущением духа времен, воспетых рунами Калевалы, когда еще не существовало самого города. На этнокультурный фестиваль, который собирает все народы, живущие в Выборге и по соседству, приезжают столько представителей традиционных конфессий, что несведущий турист спрашивает: это Всемирный совет церквей? Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий говорит: «Сила нашего народа всегда была заключена не в бряцании оружием, но в братском духе. Дай Бог, чтобы через возделывание наших душ – а "культура" происходит от латинского "cultura", возделывание - мы становились мудрее».
Яна Сенькина
Валерий Карсаков
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости Выборгской Епархии
© Выборгская епархия Русской Православной Церкви, 2015
По благословлению Преосвященнейшего Игнатия епископа Выборгского и Приозерского