Проповедь после Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим

Проповедь после Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим
В праздник Входа Господня в Иерусалим - Вербное воскресенье, 1 апреля, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Выборга.


"Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодняшний день на языке церковного Устава именуется Вербным воскресением, вспоминается Вход Господень в Иерусалим. Накануне Своих крестных страданий Господь входит в Священный город Иерусалим - город, остающийся святым и до нынешнего дня для любого человека, кто сколько-нибудь знаком со страницами Священного Писания.
Господь, как паломник, как простой человек, восседая на осле, въезжает в Иерусалим - и такой вход сопровождается грандиозным ликованием людей, пришедших в город. Они восклицали: «Осанна Сыну Давыдову, благословен Идущий во имя Господне!» - и даже постилали одежды под ноги несущего Христа осла, срезали с деревьев ветви и бросали их, приветствуя Спасителя. Казалось бы, слава и честь, воздаваемые Христу, которых не было на протяжении трех с половиной лет Его служения, были неким триумфом, радостью для Него. Не нужно было Ему и восседать на осле, а можно было прямо въезжать в Иерусалим на белом коне, по обычаям того времени, как воеводе, возвращающемуся с полей войны, как победителю. Он мог бы показать Себя как Человека, положившего много трудов и сил на служение, пользующегося славой… Спаситель совсем иначе видел эту славу.
Ведь толпа, приветствовала Его не как Бога, а как источника совершенного небывалого чуда. Мы помним, что накануне Входа в Иерусалим Господь воскрешает из мертвых Лазаря, Своего друга. Тот находился в гробу уже 4 дня, и трупный яд уже разлагал его тело. Уже этим ядом были пропитаны даже погребальные покрывала. Четыре дня! Весь физический мир уже свидетельствовал о том, что человек уже принадлежит земле и разложению. Но Господь воскрешает его поистине из мертвых.
Случаи воскресения были и ранее в земной жизни Христа: Он воскрешал и сына наитской вдовы, и дочь Иаира - но все эти чудеса происходили сразу после смерти этих людей, и можно было предать сомнению чудо, ведь люди эти могли уснуть, например, летаргическим сном или смерть могла еще не наступить. А вот то, что произошло с Лазарем… Иерусалимляне подумали, что раз Господь совершил чудо воскрешение Лазаря, с этим Человеком можно связывать надежды на будущее…
О каком же будущем мечтали тогда иудеи? Они были практически рабами Рима. И, конечно, как древний народ они желали жить свободно, не имея над собой никакого протектората, никакой иноземной оккупационной власти. История израильского народа тех времен подвигала к ожиданию Человека, Который сможет освободить иудейское племя от политической зависимости и оккупации. Конечно, восшествие Христа в Иерусалим подвигло пришедших туда на праздник Пасхи со всей Палестины людей встречать Его. Вот, наступил тот час, когда наконец предвозвещенный пророками Мессия избавит нас от власти Рима!
По своей природе человек, слыша похвалу в свой адрес, чаще всего приподнимается над другими, думает, что «вот, это достигнутая птица счастья, я на вершине»… Было ли такое чувство у Спасителя тогда, когда его встречали, как триумфатора? Он знал цену человеческой славе и человеческому слову и понимал, что происходит! И, конечно, Он знал, что освобождает иудейское племя не от оккупации Рима, а от власти диавола, от оккупации грехом - Он восходит в Иерусалим, чтобы Себя принести ив жертву за человеческие грехи! И восторженная толпа не понимает этого, крича осанну, но пройдет немного времени, лишь два дня, и те же самые люди, увидев позор Христа, увидев Его связанным, поруганным, бренным и оплеванным, кричали: «Распни Его!» Те же самые люди требовали у Пилата распятия Христа! Что же произошло за эти два дня? Как так могло случиться, что от славы до позора прошло лишь два дня - что так поменялось отношение иудейского народа к Спасителю? Ведь Он был с ними рядом, Он творил чудеса, Он им возвещал Слово? Да потому что они вкладывали в Его Миссию совсем иные цели и задачи, видя в Нем политического предводителя. Они видели в Нем Царя Иудейского, Мессию-Освободителя. И в тот момент, когда они увидели Его унижение, оскорбление, биение плетями Его Тела, - то решили, что Он не оправдал их надежды, посрамил их чаяния и восторги. Бог оставляется одиноким. Он Сам восходит на Крест. Трагедия! Ужас! Но иудеи не понимали этого ужаса. Полноту этой картины, описанной апостолами в Священном Писании, дополняет апостол Павел в Послании к Филиппийцам. Мир Божий, который не поддается человеческому уму, этот мир может совершенствовать человеческое сердце, мысль человека, и это совершенствование происходит через изменение человеком своего внутреннего состояния.
Какое же отношение к сегодняшнему дню имеют слова Священной истории? Самое прямое! Почти 2 000 лет назад были эти исторические реалии земной жизни Спасителя, но сегодня и мы уподобляемся той иудейской толпе. В начале мы возглашаем славу Богу, а в какие-то моменты своей жизни мысленно кричим: «Распни Его!» Кто-то скажет, что он человек, верующий в сердце и почитающий, - только вот в храм не приходит из-за забот… На пенсии, наверно, буду ходить в храм, посвящу жизнь Богу. Такой человек лукавит, он врет самому себе! Если ты не желаешь идти в Дом Божий, не желаешь восходить в горний Иерусалим узкой дорогой, ведущей в Царствие Божие, то ты не возжелаешь этого никогда. Значит, мира Божьего не будет в тебе, какими бы умозрениями человеческими ты не пытался себе объяснить. Не будет, потому что мир Божий - это и есть то самое человеческое счастье, полнота жизни. Мир Божий - это понимание горя ближнего; это открытость твоей души навстречу Богу и людям; это когда тебя внешние не понимают, но понимают те, кто крещен с тобой в одной вере. Мир Божий там, где Его Тело и Кровь. И как часто бывает, когда человек приходит в храм со своей бедой - и обретает там внутренний покой. В храме царит тот мир, который невозможно описать человеческим языком. И действительно, именно здесь Дух Святой, именно здесь - полнота жизни!
Время Великого поста завершает и венчает праздник Входа Господня в Иерусалим. Венчает, потому что встреча Господа есть наша цель, и не можем мы иметь мир без Бога. Если мы изгоняем Бога из своей жизни, то в жизни наступает мрак, наступает пустота! Ведь сколько поколений с начала ХХ века жили без Бога, и что получили? Многие сегодняшние беды - это отголоски жизни без Бога, жизни по своему устроению, своему закону. Не может человек жить счастливо без любви Божией! Наши предки, те, кто за веру и Христа отдал свою жизнь в 1920-1930-е годы знали это, понимая, что их кровь, пролитая за веру и Христа умилостивит Бога, и подаст Он время для покаяния, для жизни благополучной.
Мы должны в уме своем закрепить, что без Бога, пусть даже приходя в храм за святой водой или освящением верб, мы жить не сможем. Не поможет это нам! Мы должны жить с Богом ежедневно, ежеминутно! В воскресение не лежать на диване перед телевизором, а идти в храм Божий на молитву - ведь где благодать Божия, там и жизнь! И детей своих должны приводить, чтобы потом не искать помощи у врачей, наркологов, иных людей - идите в храм, давайте пример своим детям, учите добру, говорите о добре. Вы сможете своим примером образумить их. Все это важно, особенно сегодня, сейчас, в непростые времена нашей жизни.
И в дни сегодняшние, вспоминая восхождение Господа в Иерусалим, мы должны смиренно идти с Ним Его путем. Должны нести свой крест, который Господь даровал нам - ведь через это несение и мы очищаемся, и мы изменяемся, и сознание наше меняется. Через Причастие Тела и Крови Христа, через участие в Таинствах мы соединяемся с Господом! Мы становимся участниками страшных событий Его страданий, погребения - но мы становимся и реальными участниками Его Воскресения, Его света, жизни с Ним нынешней и будущей.
Вот дай Бог, чтобы мы могли почувствовать, увидеть своими телесными очами Свет Христова Воскресения и не формально, а реально этот Свет впустить в свое сердце и изменить свою жизнь. Изменить так, как ее меняли угодники Божии, чтобы через изменение жизни ощутили мы присутствие Божие в жизни нашей. Аминь.»

После освящения вербных ветвей Преосвященнейший владыка напомнил, что с понедельника начинается Страстная седмица, когда за богослужениями вспоминаются «последние наставления и поучения Христа, Его слова, которыми Он укреплял апостолов. В понедельник, вторник и среду будут совершаться уставные богослужения. Постарайтесь обязательно быть в эти дни в храме! Если не утром, то вечером, когда будет совершаться, например, чтение Страстных Евангелий.
В понедельник, вторник и среду во всех храмах совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В четверг Церковь вспоминает установление Таинства Святой Евхаристии - Причащение Тела и Крови Христовых. И по традиции Церковь Христова, в воспоминание этого великого и значимого события, всегда в этот благословенный день, причащается Святых Христовых Тайн. Поэтому накануне, в среду вечером будет совершена Исповедь, как и в сам четверг. Будет совершена Божественная литургия святого Василия Великого. Вечером в четверг, в 17:00 - чтение 12 Страстных Евангелий. В пятницу утром Литургии не полагается, чтение Царских Часов, а в 14:00 здесь, в кафедральном соборе, будет совершена вечерня с выносом Плащаницы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
В 17:00 в пятницу - уставная утреня с крестным ходом и чином погребения Святой Плащаницы.
На Великую Субботу, день покоя, в этом году выпадет и праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. В субботу Литургия будет совершена по расписанию, а по завершении ее будет совершаться освящение куличей, пасох и приношений до вечера.
Вечером в 22:00 начнется чтение Деяний святых апостолов и в 23:00 - пасхальная полуночница, затем - Крестный ход, Пасхальная заутреня и Божественная литургия. В 10:00 в воскресение, 8 апреля, в Светлое Христово Воскресение будет совершена еще одна Литургия и те, кто не сможет побывать на ночной заутрене, смогут прийти в собор и принять участие в Литургии.
Постарайтесь в эти дни быть в соборе или побывать в ином храме, вместе с Церковью в радости встретить Светлое Христово Воскресение! С праздником всех поздравляю!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости Выборгской Епархии
Яндекс.Метрика
© Выборгская епархия Русской Православной Церкви, 2015
По благословлению Преосвященнейшего Игнатия епископа Выборгского и Приозерского