Проповедь в Неделю Крестопоклонную в Выборге

Проповедь в Неделю Крестопоклонную в ВыборгеВ Неделю Крестопоклонную, накануне даты 5-летия образования Выборгской епархии, Преосвященнейший Игнатий совершил Литургию в кафедральном соборе Выборга

"В Неделю Крестопоклонную на середину храма выносится Честной и Животворящий Крест. Святой Крест износится несколько раз в году: когда вспоминается праздник Воздвижения Креста, имевший место в IV веке в Иерусалиме; Честной Крест износится в день Происхождения его, 14 августа; и вот третий день, когда износится Крест. Он не посвящен никакому историческому событию, кроме главного для каждого православного христианина события - Крестной смерти Спасителя. Крест износится для осмысления, для особого размышления человека в Великий пост. Этот день выпадает как раз на середину поста, на день преполовения поста, приближающего человека в к празднику Светлого Христова Воскресения. Мы знаем, что празднику Святого Воскресения предшествовали страшные Голгофские события: Сын Божий, Сам Бог, принявший на Себя человеческую плоть, во всем быв подобен человеку, кроме греха, Сам, добровольно принимает на Себя смерть. И не обычную, тихую, спокойную, которой ожидает каждый человек. Он проходит через унижения, избиения, оплевание и страшную смерть на Древе - смерть, через которую проходили самые страшные преступники. Господь не имел ни одной вины, ни капли греха - но Он пригвождается руками людей к Древу, считавшемуся древом позора. Ради чего это было сделано, ради чего была нужна такая жертва?
Человек, живущий уже в XXI веке, с трудом, наверно, это понимает. Ведь Бог Всесильный и Всемогущий мог избежать такой страшной смерти. В Его руках и воле - все то, чего не может сделать человек. Но мы знаем из истории Священного Писания, из Ветхого Завета о трагедии, произошедшей в первые времена человеческой истории. И ради того, чтобы освободить человека от последствий первого греха, от рабства греху, Сам Бог снисходит к людям. И через Свою Кровь, Свою смерть омывает человеческий грех и открывает путь к потерянной цели. Он вновь открывает путь наслаждения жизнью с Богом в раю.
И вот в дни Великого поста, когда человек особым образом готовится к встрече Светлого Христова Воскресения, приготовляет себя к встрече Пасхи постом, невкушением скоромной пищи, размышлениями, способностью отказаться от того, что стало привычным и обыденным - износится на середину храма Крест. А это Сила, это, по свидетельству святых Отцов, орудие нашего спасения. Крест - это то средство, благодаря которому мы с вами искуплены от клятвы греха! И подходя ко Кресту, взирая на изображенного распятого Спасителя, мы, в первую очередь, должны задуматься о том, что произошло на Голгофе и что происходит в нашей жизни. Есть ли в нашей жизни параллель, которая явно указывает на заботу Божию о нас? Можем ли мы сораспинаться Христу так, как Господь распялся за нас? Можем ли мы ограничивать свои страсти и пороки ради других? Можем ли мы проникать в глубину Крестоношения?
Каждый человек, живший и живущий, и тот, кто будет жить, имеет свой Крест. И этот Крест непростой! Но очень часто люди вздыхают, размышляя над тяжестью своего Креста - порой неправомерно… Порой кажется, что даже небольшая болезнь, которая постигает тебя, кажется непосильной ношей. Что каждое испытание, каждая скорбь, страдание, которые выпадают на твою долю, являются непомерным крестоношением. А заслужил ли я это все? А нужно ли мне нести свой Крест или проще отвернуться от него, выбрать то, что легче по жизни?
Вот Святые Отцы говорят о том, что отвержение, отворачивание от Креста есть страшное событие для человеческой жизни в вечности. Если ты отрекаешься от Креста, то ты не избежишь вечных мук. Крест дан человеку, чтобы не испытать вечной погибели, постигнуть всю глубину любви Божией к человеческому роду. Можем ли мы без Креста понять, насколько мы грешны, насколько мы нуждаемся в покаянии - а самое главное, насколько нуждаемся в любви Божией? Ведь крестоношение - это и есть то средство, благодаря которому человек в своей вере, силе духа способен очистить свою душу, способен увидеть в своем ближнем брата, близкого, особо любимого, так же, как и Господь возлюбил мир и отдал Сына Своего Единородного. К этому призывает нас Бог! Он не призывает нас возлюбить весь мир, потому что мы не можем этого сделать: мы ограниченные в своих возможностях существа, и обрели люди эту ограниченность, когда нарушили заповедь Божию. Мы не способны возлюбить весь мир, но мы можем его любить через любовь к ближнему и к Богу. Мы способны любить, если наша жизнь распинается на Кресте. И человек, который переносит болезни с верой в Бога, иначе воспринимает их. Человек, которые переносит страдания и обиды от своих близких, по-другому взирает на эти страдания, ибо видит в них руку Божию. Как распинали Спасителя, как Его оплевывали, как поносили, как били - и исполненный страшной боли Спаситель искал ли утешения у людей? Нет! Его помощь и утешения были там, куда не могло проникнуть человеческое сердце! И молитва Его в предсмертный час была: «Если минует Меня Чаша сия - пускай минует…» Но знал Он, что если уйдет от Креста, то жизнь человеческого рода станет сплошным адом. Обещанное человечеству в его истории не будет исполнено. И тогда лучше принять страх, боль и смерть, чем отвергнуть Свое создание…
В Неделю Крестопоклонную, которая разделяет дни Великого поста ровно на две половины, мы входим в другую, более глубокую богословски его часть. Она не только приуготовляет нас, но и заставляет понять, насколько мы люди немощные, насколько мы не видим Всеблагой промысел Божий, насколько мы, ослепленные своими грехами, даже в своих слабых страданиях и боли не видим любовь и защиту Божию. А если не почувствуем и не увидим - значит, труды наши будут напрасны! Значит, и пост, невкушение скоромного будет просто обрядом, традицией, с которой сегодня многие соприкасаются. Это не будет истинным смыслом поста! И мы не сможем почувствовать радость Христова Воскресения, не сможем ощутить себя сильным созданием Божиим.
Вот почему проходя недели Великого поста, мы вспоминаем события Священной истории. И сегодня событие, связанное с Распятием и предстоящим Воскресением Христа, дает нам уверенность в нашем уповании, в нашей вере. И если мы не изменим себя, не будем стремиться стать лучше и чище, то жизнь наша, которую Господь определил нам на Земле, будет напрасна - мы не сможем справиться со своими проблемами, страстями, страданиями.
И да поможет нам Господь, вступая во вторую священную половину Великого поста, когда трепет, слезы и ужас должны охватывать человека, взирающего на Распятого на Кресте Спасителя, соразмерять свою жизнь с крестоношением. Мы должны все трудности и мелкие трагедии воспринимать через Крестную жертву как Любовь Божию. А если есть Любовь Божия в нашей жизни, мы не можем оставаться хладнокровными, спокойными на человеческое горе. Мы же должны быть сильными и крепкими, передавая и в будущие поколения то, что передали нам предки, и быть носителями драгоценного дара веры Христовой. Аминь.

Сегодня мы совершили благодарственную молитву Господу и Спасителю: завтра исполняется 5 лет возрождения Выборгской епархии. Поскольку завтрашний день вновь продолжит поприще Великого поста, сегодня, в воскресный день, мы возблагодарили все вместе Бога за то, что Он из 126 лет образования Выборгской епархии 5 лет дал нам возможность вместе потрудиться для созидания, для возрождения, восстановления здесь духовной жизни.
Я всех сердечно благодарю за молитвы, поздравляю всех с Крестопоклонной неделей, причастников с принятием Святых Христовых Тайн.
Вот так бы всегда множество людей наполняло наши храмы и соборы, никто бы не оставался безучастным. Люди приходят молиться, заказывать молебны, ставить свечи, а ведь самое главное в жизни православного христианина - быть причастником Тела и Крови Христовых. Так и должно каждое воскресение, каждый праздник приобщаться Святых Тайн, не ссылаясь на свои немощи, не оправдывая свою лень. На лень мало кто ссылается, говорит, что не готов, в первую очередь пытаясь себя выгородить этой не готовность - но это не что иное, как лень. Лень прочитать молитвы, некогда, устали… Вот не нужно лениться, нужно стремиться к Богу- и тогда ничего не нужно нам будет от Бога требовать, Он нам будет подавать все потребное.
А когда мы забываем о Нем, ссылаемся на свою усталость, то и Господь нас придерживает, ждет, пока от лености перейдет человек к деланию.
Я всех вас сердечно поздравляю со знаменательной датой. Пятилетие - дата прекрасное, многое впереди, и все вместе мы будем делать единое Божие дело, утверждать веру Христову и сами трудиться на благо и укрепление веры.
Хотел бы напомнить, следующее воскресение в наше стране - важный день, выборы Президента. Знаю, что многие в стране, может быть, имеют различные взгляды, но каждый человек, каждый православный христианин не должен оставаться в стороне. Я в день Рождества, читая Евангелие, которое мы все слышим в Рождество Христово, обратил внимание: ведь Матерь Божия с праведным Иосифом поспешили в Вифлеем прийти из далекого Назарета, за 160 километров, без транспорта, возможно, просто пешком, чтобы исполнить повеление кесаря. У нас, слава Богу, нет кесаря, у нас своя система управления, но мы должны как христиане, которые ответственны перед Богом и людьми за будущее, прийти и проголосовать. Не буду говорить, за кого, просто скажу - нужно исполнить свой долг. Это священный дар, которым Господь каждого наделил, и не надо им пренебрегать, а надо пользоваться, как всеми существующими дарами. В воскресение придите в храм Божий, на Литургию, а затем проголосуйте, выполнив свой гражданский и христианский долг. Аминь»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости Выборгской Епархии
Яндекс.Метрика
© Выборгская епархия Русской Православной Церкви, 2015
По благословлению Преосвященнейшего Игнатия епископа Выборгского и Приозерского